Заказать  курсовую Заказать курсовую, контрольную, диплом

Продажа косметики

Женская одежда

 

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Студенческий файлообменник Студенческий файлообменник

Закажите реферат

Закажите реферат

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.
Пишем качественные диссертации, дипломные, курсовые работы, проекты, расчеты и другие студенческие работы под заказ!
Первобытное искусство и мифология Античное искусство Древнегреческая лирика Ателлана – жанр древнеримской народной комедии Литература Предвозрождения Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)

Художественная культура и искусство

Массовая культура - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций.

Литература Предвозрождения 

Понятие Предвозрождения, характерные черты

Предвозрождение в Италии, Франции, Англии

Предвозрождение (Проторенессанс) – переходный период между Средними веками и эпохой Возрождения.

Академик Д.С. Лихачев так сформулировал концепцию данной эпохи: «… Главное отличие Предвозрождения от настоящей эпохи Возрождения заключалось в том, что общее «движение к человеку», которое характеризует собой и Предвозрождение, и Возрождение, не освободилось еще от своей религиозной оболочки». Эту концепцию можно применить и к литературе Западной Европы. Роль религиозного сознания в литературе еще очень велика, что проявляется в системе образов, аллегоричности, библейской символике и т.д. Особенно это очевидно в творчестве Данте. Однако существовала возможность парадоксального и пародийного использования традиций средневековой культуры, что отмечается в произведениях Д. Чосера и Ф. Вийона.

Характерные черты Предвозрождения:

Синтез множества различных культур;

Осмысление мира в библейских категориях;

Осознание значимости поэта как рупора бога;

Парадоксальность и пародийность.

Предвозрождение в Италии.

Одним из центров культурной жизни Европы становится Флоренция. В конце 13 в. Здесь складывается поэзия «dolce stil nuovo» - «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Представители этой школы, опираясь на традиции куртуазной поэзии, отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта: Дама перестает восприниматься как земная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобретает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, наполненной радостью. Поэты разрабатывают новые жанры: канцона, баллата (стихотворение со строфами неодинаковой структуры), сонет.

Наибольшее значение имеет жанр сонета, сыгравший выдающуюся роль в поэзии последующих веков. Сонет обладает строгой формой: в нем 14 строк, разбитых на два катрена (четверостишия с рифмовкой abab abab или abba abba) и два терцета (трехстишия с рифмовкой cdd dcd или, с допущением пятой рифмы, cde cde, вариант ссe dde). Не менее строги правила, привязывающие к этой форме содержание: в первой строке должна быть названа тема, в первом катрене излагается исходный тезис, во втором катрене – противоположная или дополнительная мысль («антитезис»), в двух терцетах подводится итог («синтез») развития темы в сонете. Развитее сонета по философской триаде (тезис – антитезис – синтез) поднимает любую избранную тему, даже совершенно частную, на высокий уровень философского обобщения, через частное передает художественную картину мира.

Предвозрождение в Англии.

В 14 в. английская деревня испытывала затяжной кризис, в особенности усилившийся после опустошительной эпидемии чумы («черная смерть», 1348 г.), которая значительно сократила население Англии и вызвала недостаток сельскохозяйственных рабочих. Феодальная эксплуатация, рост налогов, появление неимущих крестьян, безземельных батраков, жестокое «рабочее законодательство» привели к крестьянскому восстанию 1381 г. (под предводительством Уота Тайлера, Джона Бола и других), носившему антифеодальный характер; некоторые группы требовали, чтобы феодалы были лишены своих привилегий, стремились отобрать у них земельные угодья и уравнять сословия.

Во второй половине 14 века в английской литературе выступают 2 наиболее значительных представителея Проторенессанса – У. Ленгленд и Д. Чосер.

Самый выдающийся памятник морально-дидактической поэзии в Англии, тесно связанный с общественным движением второй половины 14 в., – «Видение о Петре Пахаре». Это большая аллегорическая поэма на среднеанглийском языке в старых аллитерационных стихах. Она приписывается Уильяму Ленгленду (ок. 1330 – ок. 1400), о жизни которого нам мало известно. Мы знаем только то, что родом он был, вероятно, из крестьянской семьи, воспитан при монастыре, но не сделал карьеру священника, а затем жил ряд лет в Лондоне, сильно нуждаясь и не имея определенных занятий.

Над своим единственным произведением поэт работал в течение всей своей жизни. Данное произведение принесло ему известность в демократических кругах и впоследствии нередко использовалось в антифеодальной борьбе (начиная с народного восстания 1381 г.). Поэма дошла до нас в большом количестве рукописей, подтверждающих ее значительное распространение среди английских читателей накануне Великого крестьянского восстания 1381 г. Она существовала в нескольких редакциях, время возникновения которых относится приблизительно к 1362, 1377 и 1393 гг.; вероятно сам автор переделывал и дополнял свое произведение в различные этапы своей жизни.

Поэма должна была производить сильное впечатление на крестьянскую массу накануне восстания 1381 г., слушавшую, как один из руководителей восстания, Джон Болл, наизусть читает отрывки из нее и заключает их популярным двустишием: «Когда Адам пахал и Ева пряла, кто был тогда господином?» Проникнутый чувством глубокой социальной справедливости, Ленгленд устами своего Петра Пахаря защищает идею всеобщего труда и объявляет простой физический труд земледельцев основой общественного благополучия и нравственного исцеления всех классов общества. В этом заключались и главный интерес произведения, и его главная притягательная сила для современников крупных социальных потрясений в Англии второй половины 14 в. Образ Петра Пахаря сделался очень популярным, а его имя надолго осталось в Англии нарицательным, собирательным именем крестьянина.

Композиционно текст поэмы делится на 2 части: 1) странствования пилигримов в поисках Правды; 2) «жития» свободных аллегорических фигур – Ду-эл, Ду-бет и Ду-бест. Герой поэмы – поэт, ставший пилигримом, видит сон, в котором перед ним предстают толпы людей, и знатных, и простых. Ему открывается убедительная панорама эпохи, и он чувствует, что Зло проникло во все классы и сословия. Он видит различные пороки, представленные в житейских образах. Грешниками выступают нищие и купцы, менестрели и священники, рыцари и монахи, и сам король. Таково, например, Чревоугодие, воплощенное в образе Обжоры – пьяного ремесленника, попавшего вместо церкви, куда он шел исповедаться в грехах, в кабак. Поэт осуждает бродяг, притворяющихся нищими, лживых паломников, продавца индульгенций.

 Центральный эпизод – паломничество толпы в поисках Правды. Тысячи грешников, не знающих пути к Правде, обращаются к Петру Пахарю – простому сельскому пахарю, знающему этот путь, и он называет добродетели, ведущие к Правде: Кротость, Скромность, Воздержание, Совесть, Разум и т.д. Главное – преодолеть лень и трудиться, жить в любви и законе, и пилигримы, ищущие Правду, помогают Петру Пахарю пахать землю и тем самым приобщаются к Правде. Скромный труженик был поставлен выше всех людей, он назван единственным человеком, живущий по заветам Правды и способным указать путь к ней.

В конце 14 в. появилось много подражаний «Видению» Ленгленда, из которых наиболее известны «Верую» Петра Пахаря» и «Жалоба Петра Пахаря»; оба они вышли из среды приверженцев Уиклифа, предъявляли требования религиозного обновления и связанных с ним социальных реформ.

Интерес первого произведения заключается не только в возвеличении и идеализации образа крестьянина – в чем именно и можно усмотреть влияние поэмы Ленгленда, – но и в его описании, которое составляет одно из правдивых и самых красноречивых описаний английского крестьянина 14 столетия.

 «Видение о Петре Пахаре» - яркое явление Предвозрождения, сочетающее в себе традиции старой средневековой литературы, прежде всего традиции аллегоризма, с новыми нарождающимися художественными веяниями.

 Джеффри Чосер (ок. 1340 – 1400) – самый талантливый поэт Англии до Шекспира. Родился в семье торговца, был пажом при дворе, королевским курьером, что позволило ему посетить Францию, Фландрию и Италию. До конца жизни занимал ряд должностей при дворе (надсмотрщик лондонской таможни, член парламента, королевский смотритель строительных работ, королевский лесничий), но незадолго до смерти впал в немилость, был отдален от двора и жил в нищете. Творческий путь Чосер начал с небольших лирических стихотворений, а успеха добился при создании больших поэм. Первое зрелое его произведение – поэма  «Книга герцогини». Это видение в форме сна. Затем были еще поэмы «Дом славы», «Птичий парламент», «Троил и Крессида». Самое знаменитое, главное произведение – «Кентерберийские рассказы» (1386-1389). Они должны были представлять собой сборник новелл (стихотворных), объединенных рамочной новеллой. 29 паломников решают отправиться на поклонение мощам архиепископа Кентерберийского и собираются для этой цели весенним  апрельским днем в таверне. Чтобы скоротать время, они начинают рассказывать какие-нибудь правдивые или придуманные истории. В награду лучший рассказчик на обратном пути будет славно угощен в таверне.

 По неизвестной причине Чосер написал только 24 новеллы, не закончив повествования. Рассказы в целом воссоздают многообразие человеческой природы, неповторимость индивидуального опыта и соответственно субъективность человеческого видения. Многие герои высказывают свой взгляд на мироздание и его законы. Например, в «Рассказе рыцаря» звучит мысль о справедливости и милосердии божественного провидения. Мажордом, злой человек, излагает иную картину мира, в которой людям достается максимум зла, какое могут причинить им враги. На взгляд мельника, людям воздается по-разному и, как правило, прямо по заслугам. Чосер показывает, что ту или иную точку зрения можно отстаивать, но при этом нет гарантии, что ты убедил в ней окружающих. Через характер общения своих паломников поэт акцентирует внимание на том, что понимание между людьми очень непрочно и ограничено. Об этом свидетельствуют словесные перебранки между спутниками.

 В данном произведении Чосер затрагивает разные темы, демонстрируя различный подход к ним. Но тема любви и образ женщины выдвинуты едва ли не на первый план как залог полноты бытия, пусть и исполненного драматизма. При этом важно, что Чосер защищает идею свободного чувства, в т.ч. и в браке.

 Всего в сборнике выделено 29 персонажей, среди которых – люди самого разного положения и звания: рыцарь, капеллан, ткачиха, монах, врач, юрист, мельник, студент, пристав, эконом, слуга, купец и т.д. Чосер стоит у истоков характерологической традиции в английской литературе. Впервые у него яркое, рельефное изображение получили разнообразные характеры, каждый с неповторимым внешним обликом, манерами, индивидуальной речью. Паломники поразительно жизнелюбивы, их священные цели не мешают им предаваться земным радостям. При этом Чосер создал не отдельные характеры, а их взаимодействие.

Чосер, опираясь на традицию, с успехом развил и обогатил ее, подчинив новым художественным задачам: передаче многообразия мира и ценности неповторимой человеческой индивидуальности. Человек и земной мир неизменно притягательны в изображении Чосера, и о его творчестве с полным правом можно говорить как о явлении английского Предвозрождения.

Предвозрождение во Франции.

 Среди представителей литературы Предвозрождения во Франции особенно выделяется поэт, лирик Франсуа Вийон (1431 – после 1463 г.). о жизни его известно очень мало. В самой его судьбе воплощены черты переходного, противоречивого времени. Сын бедной вдовы, воспитывался в доме дяди-священника, от которого унаследовал фамилию. Он учился в Сорбонне, стал магистром искусств (1452), а через три года убил в драке из-за женщины, обороняясь, священника, позже связался с ворами и грабителями (на это его толкнули голод и бездомность), не раз сидел в тюрьме, в 1463 г. был приговорен к повешению, но казнь заменили изгнанием из Парижа, и после этого его следы потерялись.

 Вийон закрепил во французской поэзии твердую форму баллады. Баллада включает 3 строфы на одинаковые рифмы: ababbccdcd для строфы из 10 строк с рефренов и «посылку» - заключительную полустрофу с обращением к адресату. Поэзия Вийона пронизана ощущением неустойчивости и неблагополучия бытия. Среди его произведений «Баллада повешенных», «Большое завещание», «Лэ» («Малое завещание») и др.

Ф. Вийон – лирик, живет и играет в стихах. Играет трагикомедию. Поэт часто груб, подчеркнуто насмешлив, порой скабрезен. Он непрестанно пародирует – античных классиков, современных поэтов и самого себя. Один из главных вопросов – вопрос о том, как надо или не надо жить. Человек несомненно религиозный, Вийон далек от христианского аскетизма. Он любит жизнь с ее земными языческими радостями. И хотя многие стихи говорят о смерти, старении, увядании – все они по-своему оттеняют восторг поэта перед красотой и яркостью материального мира. Его радует прежде всего то, что он жив. Тема судьбы бедняка переходит у поэта в философскую тему – фатума, рока, зависимости воли одинокого человека от обстоятельств, которые сильнее его. Лирический герой его поэзии отзывчив к внешним обстоятельствам, подвижен, неподдельно искренен и созвучен и нашей эпохе.

Лучшими комедиографами были Тит Макк Плавт и Публий Теренций Афр. Первое – имя, семейство, прозвище. Плавту приписывают 120 комедий, до нас дошла 21. Они оказали большое влияние на комедии 17-18 века. Плавт работал в жанре моторной комедии. Главное действующее лицо, ведущее интригу – раб. Одна комедия так и называется «раб обманщик». Всегда обозначал, какую комедию он брал и у кого. Соединено обычно несколько сюжетов. Хотя он и заимствовал, но эллинистический взгляд на жизнь.

Своеобразие литературы и культуры средних веков

В первые века нашей эры (поздняя античность) в литературе существовали две тенденции: нисходящая и восходящая линия. Первая была связана с античной традицией, базировалась на языческой мифологии и античной философии, которые в этот период испытывали жесточайший кризис. Восходящая линия определяла развитие раннехристианской литературы («Новый завет», творчество апологетов (писателей – защитников христианства в период гонений в 1 – 3 вв.), среди которых наиболее известен Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан.

Рыцарский (куртуазный) роман возникает в 12 в. Под романом сначала понимался пространный рассказ о каких-либо событиях; затем этим термином стали именовать произведения эпического характера, затрагивающие значительные темы, многоплановые, с несколькими сюжетами, с большим количеством действующих лиц. Авторы пропагандировали высокие рыцарские идеалы – прославляли благородство и мужество, рыцарскую преданность Прекрасной Даме, воинскую доблесть и честь. Герои боролись за справедливость не только неподалеку от своих замков и земель, но и в экзотической обстановке.

В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.
Литература Франции рубежа веков и I половины 20 в